Карданная передача: конструкция и неисправности

14 июля 2023

Карданная передача автомобиля с задним приводом представляет собой шарнирный механизм. Он передает крутящий момент от вторичного вала коробки передач к главной передаче. В статье мы разберемся, как устроена карданная передача, а также рассмотрим основные неисправности и особенности эксплуатации этого механизма.

Из чего состоит карданная передача

В конструкцию механизма входят:

  • передний и задний валы;
  • оснащенная подшипником промежуточная опора;
  • шарниры;
  • шлицевое соединение;
  • муфта.

Передача крутящего момента осуществляется благодаря шарнирам с вилками и крестовинами.

Отметим, что кузов заднеприводного автомобиля и задний мост не связаны друг с другом «намертво». И наоборот, к кузову жестко прикрепляются двигатель, коробка перед и передний вал карданной передачи. При движении по неровной поверхности кузов постоянно подпрыгивает, т. е. перемещается вверх и вниз относительно заднего моста. В результате все время меняется угол между передним валом карданной передачи и главной передачей заднего моста. Именно туда должен равномерно и беспрерывно передаваться крутящий момент. Вывод простой: задний вал карданной передачи по умолчанию не может быть обычной жесткой трубой. Он обязательно оснащается двумя шарнирами. Они помогают плавно передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Никаких рывков и толчков даже при сильных «скачках» автомобиля.

Когда угол передачи крутящего момента изменяется, происходит линейное перемещение карданной передачи по отношению к кузову. Его компенсирует шлицевое соединение. При колебаниях кузова линейное расстояние между коробкой передач и задним мостом становится переменной величиной. Следовательно, если кузов перемещается вверх, то карданная передача должна удлиняться, а если вниз — укорачиваться. Именно этот процесс происходит в шлицевом соединении. Получается, что удлиняются и укорачиваются как сами жесткие трубы, так и их длина в сумме. При грубом обращении с педалью сцепления по трансмиссии проходит ударная волна. Ее принимает на себя эластичная муфта.

Валы с шаровыми шарнирами у автомобилей с передним приводом

За передачу крутящего момента на ведущие колеса у переднеприводных автомобилей отвечают две карданные передачи. Каждая из них оснащена собственным валом и двумя шаровыми шарнирами. У переднеприводного автомобиля мотор и все агрегаты трансмиссии образуют единый узел. Он располагается под капотом. Когда крутящий момент выходит из этого узла, он уже изменен по величине и направлению и готов для передачи на ведущие передние колеса. Однако узел из двигателя и агрегатов трансмиссии практически «намертво» прикрепляется к постоянно «подпрыгивающему» кузову, а передние колеса поворачиваются. В результате возникает необходимость сразу в двух отдельных карданных передачах — для правого и левого колеса. Каждый вал «индивидуальной» передачи с шаровыми шарнирами непрерывно передает крутящий момент своему колесу. Этот процесс не зависит от изменения угла передачи. Валы размещаются под капотом в моторном отсеке. Один конец каждого вала связан с узлом агрегатов, а другой — со своим колесом, правым или левым. В переднеприводном автомобиле шаровые шарниры отвечают за передачу крутящего момента при изменении угла до 42 о. Защиту шарниров от влаги и загрязнений обеспечивают резиновые чехлы.

Наиболее распространенные неисправности

Какие проблемы возникают чаще всего:

  1. Шумы, постукивания и вибрация во время движения. Причина таких неполадок заключается в изнашивании шарниров, подшипника промежуточной опоры, деформации валов. Чтобы устранить неисправность, необходимо заменить поврежденные детали.
  2. Утечка смазки из шаровых шарниров. Такая неисправность возникает при повреждении защитных чехлов, которые необходимо заменить. Кроме того, нужно промыть шарниры и заменить в них смазку.


Особенности эксплуатации карданной передачи и валов с шаровыми шарнирами

Самые уязвимые элементы карданной передачи — это шарниры. Это касается автомобилей как с задним, так и с передним приводом. Трубы и валы требуют замены намного реже. В целом при аккуратном стиле вождения даже шарниры служат достаточно долго. Это правило особенно актуально при эксплуатации автомобилей с передним приводом. Задача владельца машины — внимательно следить за чехлами шаровых шарниров. При появлении трещин и тем более разрывов необходимо немедленно провести замену чехлов.

Об изнашивании шарниров или подшипников крестовин говорит характерное щелканье, которое раздается, когда автомобиль трогается с места или водитель переключает передачи. Валы с шаровыми шарнирами могут издавать звуки и при повороте передних колес на предельные углы. При сильном изнашивании подшипника промежуточной опоры карданного вала у автомобиля с задним приводом возникают сильные шумы под днищем вместе с ощутимой вибрацией.

При правильной эксплуатации автомобиля и аккуратном стиле вождения срок службы шарниров достигает 50–60 тыс. км пробега. Трубы и валы в целом не подвержены поломкам. При деформации карданного вала или вала с шаровыми шарнирами нужно заменить поврежденные узлы.

Срок эксплуатации шарниров сокращают резкие старты, разгоны, неправильный выбор передач и скоростей на сложных дорогах, пробуксовки в грязи.

В нашем магазине вы можете приобрести карданные передачи и карданные валы для автомобилей с передним и задним приводом. МТР-Сервис предлагает и производит только качественную продукцию по выгодным ценам с доставкой! Подробнее ознакомиться с товаром можно здесь.